Филателия обо всем
На острие времени
У орловской почты есть свой историк - Александр Саран. При содействии администрации и коллектива УФПС он собрал данные ведомственного архива связистов, воспоминания ветеранов, сведения из библиотек и архивов. В результате получилась монография «История почты Орловского края». В ней рассказывается о почтовых учреждениях, интересных событиях и биографиях почтовых работников Орловщины с XII по XXI век.
Книга вызвала интерес не только у почтовых работников, но и у коллекционеров. Работа А.Ю. Сарана экспонировалась на ряде филателистических выставок в Орле, Великом Новгороде, Москве, получая золотые медали. На европейской специализированной выставке «Еврофилэкс-02», которая проходила в столице республики Кипр Никосии, она удостоилась серебряной медали.
Первые письменные сообщения о почтовой службе на территории Орловского края относятся к XII веку. Передавались они гонцами. С территории будущей Орловщины князь Святослав Всеволодович во второй половине XII века передал своему дяде Святославу в Козельск предупреждение об опасности: «Давыдовичи с Ростиславом Смоленским хотят идти на тебя». Это послание является первым из обнаруженных упоминаний об орловской почте.
С монгольским периодом русской истории связано появление нового вида доставки письменных сообщений - ямской почты. К XIV веку появляются первые ямские станции и на территории Орловского края, разоренного при монгольском завоевании и восстановленного возвратившимися жителями. Но в XV веке будущие орловские земли попадают в состав Литовского государства.
По мере укрепления Руси граница отодвигалась все дальше от Москвы. Ямщики в это время начинают перевозить не только правительственные сообщения, но и частную корреспонденцию. За нее с отправителей берется особая плата. Перевозят ямщики и пассажиров, для этого нужно получить от властей специальную подорожную грамоту и заплатить примерно по 5 денежек за каждые 10 верст пути. Для управления почтовой ямской системой Иван IV учреждает Ямскую избу, которая организует контроль за работой ямщиков, устраивает при необходимости суд над ними и выдает подорожные грамоты.
В XVII веке создаются уже постоянные линии ямской почты, со станциями через каждые 20 - 30 верст. При первом царе династии Романовых - Михаиле Федоровиче - создается особый Ямской Приказ, дьяком которого назначается руководитель ополчения 1612 года князь Дмитрий Пожарский. Разрядный Приказ специальными наказами для воевод регулировал порядок почтовой службы. 15 марта 1616 года мценским воеводам Туренину и Скуратову дается такой наказ: воеводы обязывались отправлять известия в Москву с почтой «почасту». Таким образом, почтовая связь на территории Орловского края приближается к регулярной.
В XVIII веке начинается создание почтовой службы в привычном для нас виде, когда она становится одинаково доступной как для государственной, так и для коммерческой, личной корреспонденции граждан. Петр I в 1707 году подписывает почтмейстерскую инструкцию, которая стала первым документом почтового законодательства. После создания в 1711 году Сената ему подчиняется вся ямская служба, для управления почтовыми делами в Сенате учреждается особая Ямская канцелярия.
Императрица Екатерина II в 1781 году ликвидирует Ямскую канцелярию, управление над почтами переходит в ведение Сената.
Во второй половине XIX века Россия покрывается сетью железных дорог. Через Орел пролегли две железнодорожные линии: Московско-Курская и Риго-Орловская, обе вступили в строй в 1868 году. Железнодорожный транспорт повлиял и на инфраструктуру почты: теперь гужевой транспорт утрачивает свою монополию. Вследствие этого ликвидируются станции гужевой почты в Демидово и на Верхней Сосне. Станционных смотрителей ямской почты переводят на новую работу.
После некоторого оживления деятельности железнодорожной почты во второй половине 1920-х годов, появления новых, длинномерных, почтовых вагонов с 1934 года в СССР на долгие годы прекращается строительство почтовых вагонов. Постепенно изнашивается парк подвижного состава, насчитывавший в предвоенные годы 1600 почтовых вагонов.
В 1949 году орловские почтовики участвуют в освоении нового, цельнометаллического, почтового вагона, разработанного конструкторами Вагоностроительного завода им. Егорова. В 1940 - 1950-е годы начальником отделения перевозки почты работал А.К. Матанцев. Отделение получало всю корреспонденцию не только из Орловской областной конторы связи, но также из Орловского аэропорта. Здесь сортировалась и отправлялась с почтовыми вагонами письменная корреспонденция, страховая почта, посылки, печатные издания. Такой же поток корреспонденции и прибывал в Орел, его тоже обрабатывали на ОПП.
В начале 1960-х годов в практику вводятся почтово-багажные поезда, и новое оборудование построенного в Орле Прижелезнодорожного сортировочного почтамта оказалось как нельзя кстати для совершенствования обработки возрастающего потока почтовых грузов. В 1980-е годы начальником ПЖДП становится Д.М. Кузмин. Железнодорожная почта в то время активно использует контейнерные перевозки корреспонденции, в Орле к началу 1990-х применяется более 100 почтовых контейнеров. Орловский ПЖДП использует 16 почтовых вагонов серий СБМ-22, 505 и 516, которые курсируют по четырем линиям маршрутов. В пределах Орловской области обмен почтой с вагонами производился в 12 пунктах.
По мере развития техники появляются новые средства доставки корреспонденции. Как и в других странах, в 1920-е годы в Советском Союзе появляется авиапочта. 30 июля 1921 года открывается первая в стране воздушная почтовая линия Москва - Орел. Первый полет на ней совершил самолет «Илья Муромец», который привез правительственную почту и нарочного со спецпочтой. Вскоре уже дважды в неделю 6 самолетов типа «Илья Муромец» перевозили почту и пассажиров. Первая в России линия регулярной авиапочты просуществовала всего около двух месяцев.
В 1923 году в СССР создается гражданский воздушный флот и открываются регулярные авиалинии. Первый маршрут - Москва - Нижний Новгород, а 16 июня 1925 года - почтовая авиалиния Москва - Орел - Харьков. Почта перевозилась на 8-местных самолетах «Дорнье-Комет». Через несколько лет был открыт и новый маршрут авиапочты: Москва - Орел - Минеральные Воды.
Для того, чтобы доставлять почту по всем отделениям связи Орловской области, в середине XX века была создана транспортная контора областного управления связи, а 8 июня 1971 г. она становится автобазой областного управления связи.
В 1993 году, впервые за всю историю развития почты на Орловщине, почтовое ведомство возглавила женщина - Людмила Николаевна Чулкова. Волевой, энергичный характер начальника Управления федеральной почтовой связи, умение дойти в работе до сути помогли коллективу пережить трудные времена.
И в наступившем XXI веке орловские почтовики продолжают придерживаться курса на постоянное обновление, освоение новых проектов российской почты. Приняв на вооружение достижения информационной революции, орловская почта включилась в систему электронных переводов, а в конце 2001 года в 19 почтовых филиалах был открыт доступ к сети Интернет. В 2002 году пользоваться Всемирной сетью из почтовых отделений уже могли и городские, и сельские жители всех 24 районов Орловской области.
И вот теперь любой орловец или гость нашего города сможет почерпнуть необходимые ему для учебы, работы, жизни сведения из «всемирной паутины» - Интернета, послать сообщение своим приятелям или коллегам из любого региона России или вообще из другой страны, заказать необходимые товары по каталогам.
Почтовая служба Орловщины продолжает быть на острие времени. ХХ век принес орловской почте вначале автомобильный, а затем и более скоростной - воздушный транспорт. И вот в конце века технологический переворот, казалось, нанес традиционной почте сокрушительный удар новыми информационными технологиями. Начались разговоры о вытеснении почтовой корреспонденции связью в виртуальном пространстве. Но Почта России, тщательно сохраняя накопленные веками традиции работы, смогла легко вобрать в себя и достижения компьютерной эры.
Татьяна САРАН,
Александр САРАН,
кандидат исторических наук Орел